?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Ну что же, все пометки и архивы собраны в одну кучу, попытаюсь сделать из них что-то связное…
Предупреждаю сразу, речь в основном пойдет об экранизации, книга мне не настолько интересна, слишком много в ней морализаторства, на мой вкус.
Под катом -
У меня сложное отношение к главному герою этого фильма. С одной стороны, Стирпайк – воплощение зла и разрушения привычной жизни обитателей замка, но с другой – это трагическая фигура, и, пожалуй, единственный живой человек среди них.
Книга читается по-другому, Пик не любит Стирпайка и всячески подчеркивает свое к нему отношение авторским текстом: отрицательные черты бывшего «кухонного мальчика», начиная с описания внешности и заканчивая описанием его мыслей. Он корыстен, откровенно некрасив, если не сказать большего, честолюбив до самозабвения… У него получается не живой человек, а некое воплощение всех отрицательных качеств, которые могут быть. Мне это не нравится, я не верю в этого персонажа - не может быть абсолютного зла, как и абсолютного добра. "Что бы делало твое добро, если бы не существовало зла, и как бы выглядела земля, если бы с нее исчезли тени?" (с)
Пожалуй, единственной привлекательной чертой книжного Стирпайка можно назвать чистоплотность, резко отличающую его от жителей замка. Да еще острый ум, помогший взобраться по кастовой лестнице.
В фильме же Стирпайк куда более сложная натура, не настолько прямолинейный «злодей». Таким, каким он стал, его сделало в первую очередь окружение. Как мне кажется, Стирпайк всего лишь хотел избавиться от того унижения, которое терпел на кухне, но... Получил в результате ровно тоже самое, вид в профиль.
Менее открытые, более тонкие, но от этого не менее болезненные издевательства и полное неприятие тем кругом, куда он так хотел попасть.
Он несчастен, но попытавшись признаться человеку, заступившемуся за него, получает вместо понимания ушат холодной воды: «Как ты можешь быть несчастным, когда родился новый граф Гроан?!» и попытку водворить беглеца на предназначенное ему чуть ли не с рождения место.
Что же дальше? Он отчаянно пытается пробиться на то место, где его способностям не будет тесно, но в кастовом обществе это почти равнозначно битью головой в каменный свод. Даже никчемная, почти выжившая из ума нянька именует молодого человека не иначе, как «кухонный мальчик» и «слизняк». Разумеется, можно возразить, что нянька не тот человек, на ком стоило вымещать зло, разумеется… Ведь она "всего лишь" целенаправленно оскорбляла Стирпайка. День за днем. Месяц за месяцем. Год за годом. Как, впрочем, и остальные обитатели замка, включая Баркентайна, библиотекаря и хранителя традиций Горменгаста.
Единственные, кому Стирпайк не навредил - доктор и его сестра, которые и относились к нему более дружелюбно, чем остальные... Да, еще Фуксия, но тут отдельная история.
А в остальном - как ему аукали, так он и откликался.
Почти в самом конце фильма он именно об этом говорит Фуксии: "Я сожалею, что так вышло с вашим отцом... Но ведь я считал вас сильными, гораздо сильнее меня!... Я всего лишь хотел вам понравиться...".
Человек, который живет по принципу "Как ты ко мне, так и я к тебе!", у меня может вызвать только понимание. Не оправдание, но именно понимание - я, со своим характером, при таком отношении еще бы и не таких дел натворила.

Отдельное спасибо надо сказать Джонатану Рис Майерсу, без участия которого фильм многое бы потерял. В первых кадрах он выглядит подростком, от которого и сам недалеко ушел - его персонажу 17 лет (самому Джонатану - 21). Меня очень интересует, куда пропадало то детское в его лице, что можно найти в доп.материалах, где он рассуждает о Стирпайке, когда он входил в образ взрослого персонажа (а к концу фильма Стирпайку было около 35 (!) лет)… И там же сэр Кристофер Ли (Флэй), к которому я отношусь с большой нежностью и внимательно прислушиваюсь к его точке зрения, говорил, что Джонни "правильный актер, который правильно играет свою роль", и что он не представляет, кто, кроме Джонни, может играть таких персонажей. Веса его словам добавляет личное знакомство с Мервином Пиком.
Думаю, что Джонни многое привнес в роль из собственного опыта. С тем, как ему жилось до 17-18 лет - ничего удивительного! Те же ощущения Стирпайка на кухне вполне могли быть взяты из школьных воспоминаний: Джонатан, мягко говоря, не находил общего языка со сверстниками, а школу просто ненавидел...
Красок добавляет и пластика актера: в движениях он скорее напоминает не человека, а змею - те же внезапные броски из полной неподвижности. Плюс редкое умение выражать эмоции взглядом при почти неподвижном лице, что еще более усиливает эффект.

Comments

( 25 comments — Leave a comment )
drummamy
Oct. 14th, 2008 07:06 pm (UTC)
Я впервые Джона-Майерса увидела в фильме "Титус". "Какой же уродливый молодой человек!" -воскликнула я... И только посмотрев его в других ролях, поняла, какой невероятный у него дар перевоплощения...
vikid
Oct. 15th, 2008 05:48 am (UTC)
>>>"Какой же уродливый молодой человек!"
Примерно так говорила и я, пока не посмотрела "Velvet Goldmine" и "Горменгаст"... А дальше уж пошло-поехало. :)
А в "Титусе" он и вправду временами страшОн до блеска. ;)))
>>>только посмотрев его в других ролях, поняла, какой невероятный у него дар перевоплощения..
И я с этим абсолютно согласна, Джонни как будто влезает в шкуру своего персонажа...
*затыкается, поскольку о своем главном "пунктике" может разглагольствовать часами*
demerteille
Oct. 14th, 2008 07:26 pm (UTC)
я пробовала читать "Горменгаст", как-то совсем не пошло, фильм, соответственно, тоже не смотрела. но пост интересный ;-))
vikid
Oct. 15th, 2008 06:07 am (UTC)
>>>пост интересный
Спасиб! :)

>>>я пробовала читать "Горменгаст", как-то совсем не пошло, фильм, соответственно, тоже не смотрела
Первый раз "Горменгаст" я пробовала смотреть еще лет семь назад, не понравилось дико. А когда руки дошли до него еще раз - постоянным рефреном при просмотре стала фраза "Где были мои глаза?!"...
Попробуй как-нибудь посмотреть, фильм действительно по-другому воспринимается, да и интересного народу там снялась целая куча: уже упомянутый Кирстофер Ли, Йен Ричардсон, Ричард Гриффитс, Селия Имри, Зоуи Уанамайкер, Фиона Шоу и Стивен Фрай. ;)
demerteille
Oct. 15th, 2008 07:35 am (UTC)
я фильма вообще не видела. он как-то выходил? или торренты - наше все? ;-))
vikid
Oct. 15th, 2008 07:40 am (UTC)
Выходил, а как же, "Екатеринбург Арт" выпускал и на кассетах, и после на ДВД, кои и стоят у меня в доме. ;)
Для купить: фильму до сих пор можно найти на Озоне, да и в живых магазинах я ее встречала неоднократно, только надо быть внимательной - "Горменгаст" в двух коробках, это мини-сериал.
А можно поступить проще: просемафорить нам с Трором и мы его нарежем. Будет повод встретиться ;)
demerteille
Oct. 15th, 2008 07:47 am (UTC)
ага, спасибо! мне сейчас не к спеху, и так стопка фильмов на просмотр не уменьшается ))), так что попозже закажу ;-))
vikid
Oct. 15th, 2008 07:49 am (UTC)
Так никто тебя и не торопит, когда понадобится - тогда и сигнализируй :)))
leechka
Oct. 15th, 2008 09:50 am (UTC)
Согласна со всем вышенаписанным. Я вообще не люблю отрицательным героям сочувствовать, но тут невозможно удержаться (так же как и в Матч-Пойнте, кстати. :)) Ужасно жаль, что он увлекся местью хранителю традиций и так попал. Хладнокровнее надо было быть, хладнокровнее. :)
vikid
Oct. 15th, 2008 11:46 am (UTC)
>>>Ужасно жаль, что он увлекся местью хранителю традиций и так попал. Хладнокровнее надо было быть, хладнокровнее.
Да, это жаль, конечно... И, разумеется, характера Стирпайка, ИМХО, этот инцидент не улучшил.
amber_lacerta
Nov. 22nd, 2009 04:05 pm (UTC)
про Майерса и вообще
Сам сериал мне не понравился. Нет в нём, на мой взгляд, той глубины, которая позволяет раствориться в героях и в происходящем. Это похоже на английский междусобойчик, эдакий капустник, который устроил любитель творчества Пика и который пригласил для этого действа потрясающих актёров. Вот ведь заковыка - актёры хороши, играют замечательно, а в целом фильм смотреть не хочется. Ведь, если положить руку на седце, не будь там Майерса и Фрая, я бы плюнула на этот сериал, не досмотрев даже первой серии.
Пробовала почитать другое произведение Пика "Мальчик и тьма" - затошнила уже на 10й странице. Ужасающий стиль. С тех пор меня преследует ужас разочарования: мне дико хочется прочесть Патрика МакКейба "Завтрак на Плутоне" и я боюсь так же разовароваться, как и в этом авторе.

Майерс в этом фильме как конфетка, он тут единственный напоминает нормального человека, у него единственного есть желания, есть внутренний мир и он единственный из всех не одномерен - он развивается, он меняется. Говоришь, в книге всё совсем не так? Что ж, тем почётнее для Джонни. Есть в глазах этих ирландцев нечто такое жуткое, которое заставляет нас думать о маньяках и порочных мыслях, но в то же время, именно этот нерв, эта психическая неустойчивость выделяет их из общего потока молодых актёров.
Ты смотрела "Третий лишний"? В том его герое как раз вся суть впечатлений от его лица. Не тот, за кого его все принимают. Гораздо сложнее. Гораздо интереснее.
Да здравствует Ирландия!!!
vikid
Nov. 23rd, 2009 10:07 am (UTC)
Re: про Майерса и вообще
А я как-то как раз "распробовала" его - но рассматривая не как фэнтези, не как сказку, но как почти шекспировского уровня произведение. И тогда, кстати, все тут же становится на свои места. А насчет актеров - для меня там гораздо больше приманок разложено, почти весь каст! :))
Насчет Пиковских книг: ты читала на русском или в оригинале? Потому что перевод Ильина, если по-хорошему, надо спускать в унитаз. Очень интересно, Мервин Пик писал таким же тяжелым языком или все же тут опять "спасибо" Ильину? Перевод читался тяжело из-за... я даже не знаю, как назвать причину - как будто ты не читаешь, а булыжники ворочаешь. К моему великому сожалению, я не владею языком настолько, чтобы прочесть и понять "Горменгаст", но даже по копанию в именах понятно, что ближе всего стилистка дожна быть к Кэрролловской - там же каждое имя "говорящее", да еще и не из одного слова составленное (взять того же Стирпайка!)...
Касательно стилистики изложения. Тут надо четко разграничивать, когда автор писал, поскольку развитие болезни (а он стадал болезнью Паркинсона) мешало внятно формулировать мысль и помнить сюжетную канву. Это очень заметно на примере трилогии: если дуэт "Титус Гроан"/"Горменгаст" странен, но довольно логичен, то "Одиночество Титуса" уже рассыпается на составные части, как, предполагаю, и психика автора в то время. *проверив даты выхода* Да, определенно, разница между "Одиночеством" и "Мальчиком" - всего три года, причем "Мальчик" был написан раньше.
Так что (если у МакКейба не было подобного диагноза), я думаю, что стоит хотя бы попробовать прочесть "Завтрак": лучше уж сделать и жалеть, чем сожалеть об упущенной возможности. ;)

А Стирпайк и есть единственный живой человек среди манекенов - или кажущихся манекенами людей - он один выламывается из непреложного закона "каждый должен занть свое место"... *затыкает себе пасть* Так, стоп, я выше уже цельную простынь именно об этом и написала. :)))
В книге... я чуть переформулирую твое определение, ладно? Там всё не совсем так. Сейчас мне пришла в голову мысль (крайне свежее озарение, да!), что Пику просто был неинтересен Стирпайк, он его выводил вынужденно, как некую силу, в сопротивлении которой Титус Гроан и стал таким, каким стал. Тогда опять же все становится на свои места - Стирпайк в книге не живой человек, а разрушительная стихия типа смерча или цунами, а стихии не нужно развитие, ей не нужно сочувствовать, ее достаточно просто описать.
Но Джонни я лично ставлю памятник хотя бы за возраст, который добавлялся не столько гримом, сколько изменением его лица, глаз, манер...

"Третий лишний" я, разумеется, смотрела! Какого количества нервов мне стоило добыть лицензию - это отдельная история, но таки я это сделала! :) Там вообще сочувствовать можно только Алану - остальные получают ровно то, за что боролись.
Но какой молодец Шон Хэтоси - редко когда я переношу на актера впечатление от роли, а тут мне пришлось сознательно переламывать себя, чтобы еще где-то (сейчас не помню, где) его посмотреть, не плюясь ядом в экран. Достойный напарник для Джонника.
amber_lacerta
Nov. 23rd, 2009 04:43 pm (UTC)
Re: про Майерса и вообще
Ну не знаю, когда я пересмотрю Горменгаст. Если вообще на это решусь. Как сказка он детям неинтересен, как для взрослых - довольно наивен и незатейлив. Получается, что фильм исключительно для маньяков-поклонников (объект ищет каждый сам себе).
О! Если б я только могла найти МакКейба в оригинале!!! Нет такого раритета нигде! Я уж поэтому дежурю постоянно в книжном секонд-хенде английских книг, всё выжидаю именно его. Уже у меня есть Гарри Поттер, все книги Дэна Брауна, Роальда Даля, Энтони Хоровица (есть такой отличный автор), оба дневника Бриджит Джонс, а то, ради чего я там постоянно тусуюсь, сказа о святой Киттен - ни сном ни духом...
Не знала о болезни Пика. Кстати, читала у Паланика о такой теории, что гениальность невозможна без физического страдания. Лорд Байрон хромал, у Канта была подагра, у Эль Греко - астигматизм. Страдание - ключ к вдохновению.

Вот, кстати, только сейчас вспомнила про детей Хуан Ши. Как-то тихо фильм вышел, не пошумел как-то ни разу...
vikid
Nov. 23rd, 2009 09:08 pm (UTC)
Re: про Майерса и вообще
А мне вот как-то фильм так лег на душу, что уже просмотрен раз ...дцать, да и еще столько же будет наверняка. Но тут уж "на вкус и цвет фломастеры разные", может, просто не "твой" фильм. :) А может, время еще не пришло, вон я в первый раз вообще расплевалась от него...
Но. ИМХО, пока что Стирпайк - одна из сильнейших ролей Джонника, пожалуй что даже сильнее, чем Брайан Слэйд.
Нууууу... Теория, на мой взгляд, спорная. Но так как навскидку примеров обратного привести не могу, педалировать тему не буду. :))

Детей Хуанг-Ши у нас так и прокатили мимо кинотеатров, выпустив сразу на ДВД... :( Подозреваю, что и по миру он откатал малыми экранами - уж больно тема некоммерческая. Но сам фильм хорош, как актерами, так и картинкой, каждый кадр можно на паузе разглядывать.
amber_lacerta
Nov. 23rd, 2009 09:43 pm (UTC)
Re: про Майерса и вообще
Ну да, для некоторых фильмов надо просто созреть, согласна.
Кстати, я тоже думаю, что Стирпайк - сильнейшая роль Джонни, мне просто сам фильм не нравится.

Вот блин. Вечно такой облом. На что хочется пойти в кинотеатр, там не показывают, а что показывают, и даром не пойдёшь. На "Плутон" я, честно, собиралась в Киев ехать))), потому что как-то так получилось, только в столице его показывали. Но примерно в это время я оказалась в Москве и мне подарили этот диск. Оказалось в итоге, что на этом лицензиозном диске вырезана сцена со сценой, где Киттен мечатала, как будет дезиком убивать терористов )))) Жизнь полна неожиданностей.

Кстати сказать, у меня ещё и Тюдоры лежат. Я досмотрела до половины первого сезона (смотрела в оригинале, чтоб ни один звук мимо не пролетел), но стало занудно. Тоже отложила до лучших времен. Блин. То ли я старею, то ли фильмы пошли у ДЖонни какие-то нединамичные... Хочу истерики!!!!!
professor_yana
Nov. 24th, 2009 04:09 am (UTC)
Re: про Майерса и вообще
Вот про Тюдоров я не выдержу и влезу, ничего?
Сам без особого энтузиазма начинал это дело смотреть, и половину первого сезона отсмотрел поскрипывая зубами, но потом как-то и актеры разыгрались, и сценаристы расписались. В общем посмотрел уже все три сезона с удовольствием и очень жду последнего.
amber_lacerta
Nov. 24th, 2009 07:57 am (UTC)
Re: про Майерса и вообще
А! значит всё самое вкусное впереди! Ну, милейший, вы меня прям-таки успокоили. Честно.
professor_yana
Nov. 24th, 2009 08:12 am (UTC)
Re: про Майерса и вообще
Ну по мне так да, все самое вкусное впереди.;)
vikid
Nov. 24th, 2009 10:38 am (UTC)
Re: про Майерса и вообще
Ааааатлично! Это, кстати, уже не первый фильм, который "лицензионеры" режут. :(

Будет тебе и истерика тоже, помню я, как замечательно он там комнату разносил... :)))) А вообще, мне уже интересно наблюдать, как Джонник умудряется показывать то, что он вообще-то в бешенстве, но из последних сил сдерживается.
amber_lacerta
Nov. 24th, 2009 04:56 pm (UTC)
Re: про Майерса и вообще
Ага, глазки так выпучит, надуется, как рыба-ёж и сопит угрюмо.
Ваще он для этой роли, Тюдора, так накачался, что помню, у него какое-то интервью брали, он просто в кресло не помещался)))
Вот блин. А был же двоешником, прогуливающим школу. Вот и верь потом, что образование - это сила...
vikid
Nov. 24th, 2009 08:41 pm (UTC)
Re: про Майерса и вообще
Ага, причем жаловался, что ему, при его бешеном метаболизме, приходится жрать по пять раз в день, только чтобы форму поддерживать... Не человек, блин, а ходячий предмет для зависти. :)))) Кстати, он, по его же словам, так раскачался именно для того, чтобы претендовать еще на какие-то роли, кроме нервных пОдростков. ;))
Не-не-не, образование - сила! Но при одном условии: когда его получаешь добровольно, по собственной инициативе, и учишь то, что тебе действительно интересно, а не когда его в тебя запихивают через "не могу"...
Иначе скажи, откуда бы 22-летнему мальчегу, не закончившему даже среднюю школу, знать (и мало того, что знать, свободно оперировать понятиями!) о том же Макиавелли, а? ;)
amber_lacerta
Nov. 24th, 2009 08:48 pm (UTC)
Re: про Майерса и вообще
Слушай, сейчас подумала, что вот ни разу не встречала в интервью, его кто-нибудь спрашивал о книгах? Он читает что-нибудь, или как всегда "интенсивный график"?
А вообще, знаешь, одна из сторон такой популярности - это возможность встречать интересных людей, это истории, которые тебе рассказывают, это разговоры, которые оставляют в тебе след. Из таких встреч он мог получить знания ничуть не хуже школьных.

П.С. не знаю, что такое интегралы, ни одной химической формулы и живу спокойно.
vikid
Nov. 24th, 2009 09:06 pm (UTC)
Re: про Майерса и вообще
Я где-то сталкивалась, что читает, но пример прямой речи тебе могу только один привести, из интервью для русского GQ:
"...для меня лучший отдых - не кокаин в Майами, а кони и горы.
- Часто туда наведываетесь?
- Не очень. Раз в два-три месяца. Дело в том, что я расслабляться не очень люблю. А так иногда, время от времени, аллюр, поросшие холмы ирландские, шхуны рядом, фермы эти вонючие... Но приятные они такие, как с открытки. Однако я не засаленный хиппи, не стоит так думать. Я так, воздухом подышать, книги для мозгов почитать. Книги великолепно промывают тебя изнутри, это просто надо. Особенно сейчас. В новом сумасшедшем веке, когда все ускоряется ну прямо каждый день. Люди десятками сходят с ума от этого. Так что рекомендую быть аккуратнее.
- И что читаете, уже реально интересно?
- Например, Макиавелли. У меня была роль Генриха VIII, был такой король, самый, кстати, отличный король, он по сценарию перся от Макиавелли. Была такая постановка, "Тюдоры". Популярная и неглупая одновременно. Мне она принесла кучу денег. С красивыми, помню, декорациями. А значит, Генрих, он был сукой полной. Но интересной, с царем в голове, хитрый парень. И он, значит, зачитывался "Государем". И я заодно увлекся, втянулся не оторвешь."
За перевод и орфографию/пунктуацию ответственность лежит на редакции GQ. :)))

У меня похожие провалы в гуманитарных науках, если необходимо - восполняю, если нет - проживу и без знаний о происхождении Рюрика и прочих. :)))
amber_lacerta
Nov. 24th, 2009 09:29 pm (UTC)
Re: про Майерса и вообще
Да нет, чего уж там, он хорошо готовится к своим ролям, это я знаю. Как он сыграл Элвиса, я иногда сейчас когда вижу элвисовские какие видео, мне они кажутся постановочными, будто это и не Элвис какой, а актер какой)))
А ты рекламу Hugo Boss видела? Я, лох, только вчера увидела, и то в инете)) У нас не крутили.
vikid
Nov. 25th, 2009 09:24 am (UTC)
Re: про Майерса и вообще
Как он сыграл Элвиса - это вообще отпад, причем смотрю на фотки вне образа - ну не похож же, ни капли не похож! А в фильме одно лицо...
Видела-видела, причем все три ухитрилась поймать в телевизоре! :)
( 25 comments — Leave a comment )

Latest Month

September 2016
S M T W T F S
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 

Tags

Powered by LiveJournal.com